|
Дольмены и ритуал
Учитывая, что строительство
дольменов велось в дописьменную эпоху,
разграбленность многих памятников и
недостаточные археологические
исследования, восстановить ритуалы,
связанные с ними, можно лишь гипотетично,
опираясь на древние обряды, свойственные
многим народам Евразии и прежде всего тем,
кто является потомками строителей
дольменов. Этнографические данные о
народах, строивших дольмены до недавнего
времени (минаро в Индии, племена с о-вов
Новые Гебриды), археологические материалы,
конструктивные особенности памятников и их
орнаментация позволяют реконструировать
духовную жизнь дольменостроителей.
Сложность восстановления
ритуалов, практиковавшихся строителями
кавказских дольменов определяются ещё и
тем, что дольмены строились здесь в течении
более тысячи лет и продолжали
использоваться для вторичных захоронений в
эпоху античности и средневековья. По
свидетельству Л. И. Лаврова ещё в XIX веке
шапсуги приносили к некоторым из них
жертвенную пищу (1. Стр. 104). Естественно, что
столь длительный срок развития сказался на
эволюции конструкций памятников и ритуалах,
связанных с ними. Они очень разнообразны, от
одиночных захоронений в подкурганных
дольменах до многочисленных вторичных
захоронений отдельных крупных костей в
дольменах, стоящих на дневной поверхности.
Расположение дольменов на
местности показывает, что они занимают
довольно ровные участки на некрутых
склонах гор, речных террасах и невысоких
вершинах, до 500-700 м над уровнем моря. И лишь
единичные расположены на более
значительных высотах (хребет Мезецу 1029 м,
гора Разрубленный Курган 1300 м).
Исследования показали, что
дольмены стоят рядом с источниками воды.
Поблизости, на расстоянии 5-50 м всегда есть
река, ручей, родник. Даже если дольмен
расположен на склоне или у вершины горы,
рядом обязательно есть источник, иногда
подземный. Наличие источников рядом с
дольменами отмечается исследователями
западноевропейских мегалитов (2. Стр. 155; 3.
Стр. 189). Это говорит о важной роли воды в
ритуалах дольменостроителей. В большинстве
мифологий вода - это среда, агент и принцип
всеобщего зачатия и порождения (4. Стр. 240),
часто выступающая как женское, так и
мужское начало, связанная с мотивами
рождения и смерти (живая и мёртвая вода).
Несмотря на некоторые местные особенности
и варианты, у разных народов обряды,
связанные с водой, однохарактерны, имеют
одинаковый смысл и общее направление.
Интересно, что камни и каменные сооружения -
менгиры, дольмены по поверьям обладают
сверхъестественной плодотворяшей силой
дождевой тучи и способны вызвать дождь.
Часто встречающийся на дольменах орнамент
в виде зигзага, в большинстве случаев, по-видимому,
означает воду. Так графически вода
изображалась во многих древних культурах.
Ориентировка дольменов на
местности различна, но как правило она
вписывается в дугу восхода-захода и
кульминации небесных светил северо-восток -
юг - северо-запад. Лишь одиночные памятники
направлены на север. Ряд исследователей
кавказских дольменов (М.К. Тешев, В.М.
Кондряков) отмечали астрономическое
значение направления многих памятников -
восхода, захода и кульминации солнца,
возможно луны и звёзд, в дни солнцестояний и
равноденствий. Археоастрономические
исследования мегалитов Западной Европы
полностью подтвердили их астрономическое
ориентирование (5. Стр. 237;
252). Кавказские дольмены в этом отношении, к
сожалению, почти не изучены. Но наблюдения
на отдельных памятниках (комплекс Псынако I,
дольмен с кромлехом группы “Волчьи ворота”,
дольмен с визиром “Мамедова щель")
показали, что они отмечают точки восходов и
заходов солнца в дни солнцестояний и
равноденствий. Мифология, а также
проводившиеся этнографами изучение
первобытных племён показывает, что
практически все дописьменные общества
поклонялись Луне и Солнцу как
сверхъестественным существам. Не только
строители мегалитов, но и другие народы
древности умели фиксировать и рассчитывать
движение Солнца, создавая для этого
наблюдательные площадки, простота и
гениальность которых приводят в изумление
современных людей.
Материал дольмена - камень связан
с определённым кругом устойчивых
обшефольклорных мотивов представления о
смерти. Он является границей между миром
живых и миром мёртвых (6. Стр. 95). Дольмен
символизировал мировую гору, вобравшую в
своё нутро умершего (7. Стр. 112), чтобы родить
его снова. Плодоносящая сущность горы
общеизвестна. К ней обращаются с мольбой о
детях, в пещере совершается обряд от
бесплодия. Женщины для этого пролезают в
отверстие в камне, трутся о менгиры, пьют
воду из лунок рядом с дольменами. Дольмен
воспроизводит лоно священной горы-праматери,
прародительницы всего сущего, от которой
зависит жизнь и смерть всего живого.
Воплощение и оформление этой обшей идеи
было различно в разных местах
мегалитической ойкумены, но всюду культ
мировой горы был связан с культом
плодородия и размножения.
Интересные сведения о божестве
каменного менгира Дыгулибге сохранились в
адыгском фольклоре (8. Стр. 19). Большой камень,
рождённый огнедышащей горой, служил ему
троном, вокруг которого совершался
обрядовый танец. Во время пляски бог
выбирал себе понравившихся женщин и затем
вступал с ними в связь. Этот камень
сохранился в селе Заюково. Раньше к нему
приносили еду и совершали пляску великого
бога. Во время танца на свадьбе свекровь
просила кого-либо из гостей пройтись вокруг
камня с невесткой. При этом груди невестки
должны быть обнажены и
предложены богу. Эти детали указывают на
плодородную сущность божества, имя
которого связано с солнцем (дыгьэ - по-адыгски
означает Солнце).
Жизнь и смерть по представлениям
дольменостроителей неотделимы друг от
друга, и мир живых тесно связан с миром
мёртвых. Символом вечного круговорота
жизненного вещества являлось солнце,
которое каждый вечер “умирало” на западе и
каждое утро “возрождалось" на востоке.
Не менее важны для
восстановления ритуалов детали
конструкций, окружающих дольмены - курганы,
кромлехи, дромосы, чашечные камни.
За последние голы на
Черноморском побережье и в Адыгее был
обнаружен целый ряд дольменов с дромосами
(9. Стр. 87; 10. Стр. 315), что позволяет говорить о
них как о характерной для кавказских
памятников черте. Очевидно дромос
символизирует прохождение человека по
путям. ведущим к лону богини, где покоится
умерший-рождающийся. Многочисленные обряды,
связанные с дромосами, известны у многих, в
том числе и адыгов-шапсугов. В случае засухи
для детей устраивались “пролазы" через
каменные подкопы и тоннели, специально
сооружаемые в засушливые годы для
вызывания дождя. Такие же тоннели сооружали
для скота при эпидемиях. У аварцев,
даргинцев бездетные женшины и больные дети
пролезали через отверстие в земле, вырытые
на кладбище, чтобы приобщиться к
плодотворяшей силе земли и предков.
Отверстия делались очень узкие, в них клали
угольки (очищение огнём), яйца (символ
возрождения), хлеб (очищение от демонов) (11.
Стр. 88). Дромосы кавказских дольменов так же
очень узкие, и в них находят множество
угольков. Позднее отголоски этих древних
обрядов сохранились в символике арок и
ворот. Прохождение через них у хеттов было
обязательным ритуалом при эпидемиях и
поражении войск, у римлян, как известно,
наоборот - при победе. То есть и эта черта
подтверждает общую направленность обрядов,
связанную с возрождающим, дающим жизнь и
плодородие чревом богини-матери,
воплощённом в дольменах.
Дольменная втулка имеет форму
фаллоса (12. Стр. 213). А сам дольмен с
отверстием - женский половой орган с
камерой-маткой. Изображения на отдельных
дольменах женских грудей аналогичны
изображениям так называемой “дольменной
богини” западноевропейских памятников.
Иногда происходит характерное для древних
культов смешение мужской и женской
символики. Известны изображения богини-матери
с головой в виде фаллоса. Так некоторые
дольменные втулки-фаллосы имеют шляпки в
форме реалистически изображённой женской
груди, сопровождаются ещё и солярными
символами (Псынако 1, дольменная группа “Нихетх”
и другие) фаллос и женская грудь тесно
связаны с культами воды и солнца.
Изображение в виде дуг бровей на стеле,
рядом с дольменной группой урочища “Калежтам”,
очень похожее на подобные символические
изображения “дольменной
богини” из Западной Европы. Одновременно
стела похожа на фаллос. Знаки рождающей
богини-матери, напоминающие букву “Ж”,
есть на стеле из дольмена №497 (бассейн р.
Кизинка) и дольменной керамике.
Характерной чертой кавказских
дольменов являются кромлехи из отдельных
камней, окружающие памятники, символ рубежа,
необходимого, чтобы отделить сакральное
место от обычного пространства. Кромлехи
связаны с культом солнца и его движения по
небу.
Захороненный в дольмене человек
являлся посредником между миром людей и
сонмом божеств. В большинстве
сохранившихся непотревоженными дольменах
на территории Сочи отмечено присутствие
лишь отдельных, главным образом крупных
костей человека (13. Стр. 55). Первоначально
умершего оставляли на площадке или
закапывали в землю. После разложения трупа
крупные кости и череп клали в дольмен. Во
Франции для первичного захоронения
использовали специальные углубления в
скале, выдолбленные радом с дольменами. Эти
углубления имели сточный желобок (2. Стр. 47).
Примечательно, что размеры подобной
площадки с бортиком и канавкой для стока
рядом с корытообразным дольменом в
бассейне р. Цусквадже (1,27 х 0,90м с бортиком 0,07м
почти совпадает с размерами площадки из
Франции 1 ч 0,80 м с бортиком 0,10 м).
В более позднее время в связи с
изменением культа в Причерноморье
появляются ложнопортальные дольмены.
Очевидно их возникновение связано с
развитием представлений о смерти и
загробном мире, когда люди стали опасаться
представителей загробного мира. Чтобы
лишить покойника возможности найти дорогу
обратно, в мир живых, устраивался ложный
вход в виде имитации втулки. А настоящий лаз
располагался на теневой, лесистой, северной
стороне, связанной с загробным миром.
Иногда он даже засыпался, то есть вводился в
подземный мир. Хотя умершего и почитали как
предка-благодетеля, но и боялись как
вредоносного духа. Явление ложного входа
так же встречается в западноевропейских
памятниках.
Конструкция дольмена
символизирует жилище мёртвых. Любопытно,
что избушка Бабы-Яги, стоящая на границе
между мирами живых и мёртвых, так же
обращена входом к лесу. И герою приходится
произносить заклинание чтобы проникнуть
внутрь.
К 1300 году до нашей эры, когда на
Кавказе строительство дольменов затухает,
памятники, идентичные кавказским,
появляются в Западном Причерноморье и у
побережья Мраморного моря, на территории
исторической Фракии. На материалах
фракийских мегалитов, строящихся в
письменную эпоху, хорошо прослеживается
ритуал дольменной культуры. Несомненна их
связь с Великой Богиней-Матерью и её сыном -
умирающим и воскресающим богом Солнцем и
орфической доктриной (14. Стр. 26). Скала/гора
здесь были обителью богини,
ассоциировались с ней. Само имя богини “Кибела”
по-фригийски означает “гора” (15. Стр. 94). Всё
это указывает на первоначальную идею о
скальном божестве, о горе/скале как утробе
Матери-Земли. Таким образом дольмен - это
священное место, где отправлялись культы
Великой Богини-Матери и её сына - умирающего
и воскрешающего бога ипостаси Солнца. (Орфея.
Диониса), приобщаясь к которому
захороненный в дольмене как и они должен
был возродиться.
Частью орфических мистерий было
погружение посвящаемого в транс для
путешествия в иной мир и слияния с
божеством. Для этого его укладывали в
специальное углубление в скале и
заставляли концентрировать взгляд на
круглом отверстии в скал. Как мы видим - это
своеобразное описание дольмена. Из обрядов,
связанных с ними родились позднее Великие
Мистерии древнего мира.
Мы затронули лишь часть обширной
темы - ритуалов дольменостроителей. Но из
приведённых выше фактов видно, что дольмены
были не только гробницами, но и святилищами,
прообразами более поздних храмов.
Кудин М. И.
1. Лавров Л.И. “Дольмены Северо-Западного
Кавказа”//Труды АбИЯЛИ, Сухуми, 1960, Т.ХХХ1.
2. Шарпантье Луи "Гиганты и тайна их
происхождения” М., 1998.
3. Лаевская Э.Л. “Мир мегалитов и мир
керамики” М., 1997.
4. Авериниев С.С. “Вода”//Мифы народов мира
т.1, 1991.
5. Вуд Дж. “Солнце, луна и древние камни” М.,
1981.
6. Демиденко Е.А. "Значение и функции
обшефольклорного образа камня”/ /Русский
фольклор Л., 1987. Т.24.
7. Кызласов И.Л. “Мировоззренческая основа
погребального обряда"// Российская
археология 1993.№1.
8. Шортанов А.Т. “Адыгские культы”.
Нальчик, 1993.
9. Кондряков Н.В. “Новые данные о дольменах
Северного Причерноморья”//Археология,
архитектура и этнографические процессы
Северо-Западного Кавказа”. Екатеринбург,
1997.
10. “Памятники истории и культуры
республики Адыгея”. Майкоп, 1998.
11. Гаджиев Г. А. “Доисламские верования и
обряды народов Нагорного Дагестана". М.,
1991.
12. Марковин В.И. “Дольмены
Западного Кавказа”. М. 1978.
13. Воронов Ю.Н. “Древности Сочи и его
окрестностей”. Краснодар, 1979.
14. Фол А. “Методологические проблемы
изучения праистории Балкан”// Вестник
древней истории 1992.№1.
15. Васильева М. “Гора, бог и имя: о
некоторых фрако-фригийских параллелях”//Вестник
древней истории 1990. №3.
|
|