Археоастрономия и дольмены

В середине 60-х годов профессор Дж. Хокинс доказал, что загадочное каменное сооружение на юге Англии - Стоунхендж является не только древним святилищем, но и обсерваторией, точно отмечающей множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд /I, с. 256/. Это открытие послужило толчком к бурному развитию новой науки -археоастрономии. Сравнительно развитые астрономические познания несомненны для эпохи, начиная с 4-го тысячелетия до н. э. когда в Западной Европе и в бассейнах Средиземного и Черного морей возникают мегалитические сооружения, часть которых интерпретируется учеными как древние обсерватории. Сегодня памятники, имеющие археоастрономическое значение, известны во многих точках земного шара. Это пирамиды инков и вавилонские зиккураты. святилища индейцев из штата Нью-Мексико, обсерватория Мецамор в Армении и многие другие. Сейчас лишь отдельные ортодоксальные ученые не признают того, что некоторые типы мегалитических построек могли использоваться для астрономических наблюдений, хотя и они не отрицают важнейшей роли небесных светил в мировоззрении древних народов всего мира.

Учитывая очевидную связь мегалитических культур Западной Европы с дольменной культурой Кавказа, является перспективным поиск древних обсерваторий среди дольменов. Впервые проблему изучения дольменов в этом направлении поднял научный сотрудник Туапсинского краеведческого музея М. К. Тешев /2. с. 21 /. Долгое время археоастрономическим аспектом изучения дольменов занимался геолог В. М. Кондряков /З, с. 4/. Их исследования подтвердили, что многие дольмены своим расположением фиксируют важные астрономические направления. Однако для надежного доказательства этого требуется дальнейшая большая и кропотливая работа. Поэтому мы рассмотрим только некоторые памятники, астрономическое значение которых не вызывает сомнения.

Прежде всего это уникальный мегалитический комплекс Псынако I. конструктивно несколько напоминающий неолитический могильник Нью-Грейдж в Ирландии, дромос которого отмечает восход солнца во время зимнего солнцестояния/4. с. 108/. Дромос Псынако I направлен на заход солнца в этот день. Кроме того как отмечал М. К. Тешев: "...в дни солнцестояний и равноденствий, восходы и заходы солнца и луны /на высоких и низких .лугах/ поразительно совпадают с отдельными высокими пиками или распадками окружающих долину гор и хребтов, а также азимутами направлений восхода и захода солнца относительно Псынако 1" /5, с.166/. Кроме того от площадки на вершине кургана к его основанию расходились радиальные каменные ребра-лучи, выложенные крупными валунами. К сожалению к моменту раскопок ребра почти не сохранились. Первоначально М. К. Тешез реконструировал кх число как 18, позднее считая, что лучи могли соответствовать лунным месяцам, снизил их количество до 12 /рис. I/.

Рис. 1. План кургана Псынако I (реконструкция по М. К. Тешеву)

Следующий памятник с несомненным астрономическим назначением -это корытообразный дольмен из Мамедова ушелья /правый борт р. Куапсе/, высеченный в огромной глыбе темно-серого песчаника. Ширина скалы более 5 метров, длина 8 метров. Большая часть глыбы осталась необработанной, но дольмен высечен так. что с западной стороны имеет форму пирамиды, вершина которой точно указывает точку восхода Солнца над хребтом в дни равноденствий - 22 марта и 21 сентября. Вершина "пирамиды" срезана таким образом, что первый луч солнца в дни равноденствий появляется на её грани /точка А на рис. 2/. а полный диск встаёт в центре. Первые лучи солнца пробежав по грани "пирамиды". падали в центр перекрытия дольмена. К сожалению оно не сохранилось. Еще в 1907 году А. А. Миллер, впервые описавший этот дольмен, застал его без перекрытия /б. с. 84. 86/. Было ли на перекрытии какое-то изображение, лунка или отверстие, нам неизвестно. Но вероятнее всего на перекрытии был выбит еше один лаз, подобный входному. Основание думать, что это было именно так лает другой дольмен с подобным визиром. стоящий в бассейне р. Цусквадже, так же высеченный в огромной глыбе песчаника. В ее западном части строители дольмена оставили острый пик высотой 1.65 м с азимутом 245°. Этот пик указывает на заход солнца в

Рис. 2. Корытообразный дольмен из Мамедова ущелья

(правый борт р. Куапсе)

день летнего солнцестояния. Последние лучи солнца и тень от визира двигались по перекрытию дольмена, попадая в отверстие выбитое на нём. не отличающиеся от лаза на фасаде дольмена. Разрушенный плиточный дольмен со вторым лазом в перекрытии был обнаружен С. Волковым в бассейне р. Пшада осенью 1999 года /7/.

Вернемся к дольмену на р.Куапсе. Фасад дольмена и его лаз направлены на юг /азимут 180°/. отмечая заход солнца в день зимнего солнцестояния. Благодаря этому направлению мы можем разгадать символическим смысл ориентировки дольмена. В дни осеннего и весеннего равноденствий солнце всходит точно на востоке. День весеннего равноденствия примечателен ещё и тем, что накануне появления солнца в точке его восхода появляется зодиакальное созвездие эпохи. Главным созвездием зодиака в древнем мире считалось то, которое выше других поднималось на ночном небе в период осеннего равноденствия, а в период весеннего равноденствия перемещалось по дневному небосводу вместе с солнцем. Эти кульминации как бы делили календарный цикл на благоприятное - весенне-летнее и неблагоприятное полугодия. С весенней кульминации начинался новый год. Луч Солнца попадающий в отверстие на перекрытии дольмена в день весеннего равноденствия символизировал акт слияния солнца с матерью землей. Обычай сочетать юношей и девушек

Рис. 3. Корытообразный дольмен с визиром. Урочище Виноградное. бассейн р. Цуцквадже (положение солнца на закате в день летнего солнцестояния)

браком в весеннее равноденствие известен у многих народов. Как известно дольмен воспроизводит лоно богини-матери /8. с. 9/. Девять месяцев вынашивает в своей утробе дольмен божественного младенца, пока наконец в день зимнего солнцестояния, когда умирает старое солнце, чрево дольмена разрешается новым, молодым солнцем, с каждым днем все выше и выше поднимающимся по небу. В день зимнего солнцестояния рождаются многие древние боги. в том числе и Иисус Христос. Таким образом и захоронение в дольмене приобщались к плодородной силе лона богини и возрождались вместе с солнцем.

Символ пирамиды с сияющим оком на вершине широко известен во многих религиозных и оккультных традициях. Своей символикой дольмен издавна привлекал представителей оккультных обществ. В начале 20 века на стены дольмена была нанесем масонская символика /мальтийский крест, треугольник с точкой в центре/. В результате внимания к дольмену современных оккультистов, памятник был подвергнут варварскому ритуальному разрушению в апреле 1999 года.

Большой интерес для археоастрономических исследований представляют дольмены с кромлехами, т. к. науке давно известно, что кромлех символизирует годовое цикл солнца /9. с. 63/, и многие из кромлехов являются древнейшими календарями.

Одним из таких памятников является плиточный ложнопортальный дольмен с кромлехом из урочиша Волчьи Ворота в верховьях р. Мехопс. Стояший на вершине невысокого кургана дольмен окружен овальным кромлехом из крупных отдельно стоящих камней /10. с. 13. рис. 2/. Перед ложным порталом дольмена ориентированного на заход солнца в день зимнего солнцестояния в кромлехе имеется разрыв образующий притвор выполненный из каменных блоков. Лаз дольмена, расположенный напротив ложного портала, направлен на скалистый хребет и отмечает восход солнца в день летнего солнцестояния. Причем отмечает очень интересно - солнце в этот день, если смотреть от лаза, восходит прямо из под возвышающейся над хребтом скалы, похожей на морду волка или собаки, из-за чего урочище и названо Волчьи Ворота. По фольклорным материалам известна связь собаки /волка/ не только с загробным миром, но и ночным, хтоническим солнцем /II. с. 242/. Собаки тесно связаны с погребальным культом у строителей дольменов. До 80% костей животных, найденных при раскопках дольменных памятников, принадлежат собакам. В мегалитических могильниках Западной Европы кости собак встречаются не менее часто /12.с. 74: 13с.148/.

Конструкция кромлеха дольмена несколько нарушена. Часть камней в западной части смешена и смешана с камнями кургана. Реконструкция первоначального вида кромлеха показывает, что он состоял из 34 крупных отдельно стоящих камней, несущих по всей видимости календарно-числовую нагрузку.

Кромлехи из отдельно стоящих камней у дольменов в основном сохранились лишь фрагментарно. Описание одного из сохранившихся памятников приводит Е. Д. Фелицин /14.с. 46/. К дольмену № 20 "Кожохской группы" примыкал разомкнутый приплюснутый круг из отдельно стоящих камней. Как видно по чертежу Е. Д. Фелицина он состоит из 17 камней /рис. 5/.

Рис. 5. План дольмена №20 “Кожохской группы” (по Е. Д. Фелицину)

Поиск подобных конструкций за пределами дольменной культуры дал интересные результаты. В центральной части Стоунхенджа расположена "подкоза" из 19 "голубых" камней, не имеющая непосредственного астрономического значения. Как полагают, назначение этой фигуры счётно-календарное /15. с. 52/.Подобная фигура из 34 столбов, с аналогичной (функцией расположена в центре святилища даков в Сармизегетусе. Учитывая что структура календарей остается неизменной тысячелетия, в поисках аналогий можно территориально и хронологически выйти далеко за пределы мегалитических культур. Как видим, рассматриваемые фигуры тяготеют к числу 34 /т. е. 17х 2/. Таково возможно и первоначальное число лучей кургана Псынако I. если учесть, что над дромосом радиальным луч отсутствовал.

17-ти членный гол посвященный Праджапати известен в арийской мифологии. Это божество называют "господин потомства", вливающий семя. способствующий рождению детей, творец богов. Т. е. он связан с идеей воспроизводства и плодородия, так явно отраженной в дольменной символике.

На животе одной из трипольских статуэток богини-матери изображена "подкова" с 17 лучами разомкнутая к лону/рис, б/. Разомкнутая окружность. имеющая 34 звена, нанесена на спинку трона фараона Тутанхамона.

Рис. 6. Статуэтка трипопьской богини с 17-ти лучевой фигурой на животе

Наиболее интересной аналогией кромлеху дольмена у Волчьих Ворот является каргопольский. женский. вышитый календарь /рис. 7/. Примечательно что, как отмечает академик Б. А. Рыбаков, на внешней стороне дуги календаря размешено 34 значка /16. с. 685/. Расшифровка календаря показала, что разрыв дуги - направлен на зимнее солнцестояние, а шестилучевая фигура в центре является символическим изображением богини рожанииы. Луч. направленный в разрыв, символизирует рождающееся новогоднее солнце. Возможную связь каргопольского календаря с мегалитической культурой отмечает В. Г. Власов /15. с. 5б/.

Приведенные примеры подтверждают, что дольмен с кромлехом в урочище Волчьи Ворота играл роль обсерватории и календаря, сакральная символика которого отмечает возрождение солнца, жизни и всего сущего.

Составной дольмен с явным календарно-астрономическим значением был исследован Н. В. Кондряковым в урочише Жемси /бассейн р. Псезуапсе/, Лаз и дромос дольмена каправлены на восход солнца в дни равноденствие /азимут 110е/. Конструкция кромлеха дольмена состоит из нескольких секций, выложенных камнями разной величины /10. с. 14. рис. 4/. Выкладка из крупных камней, начинающаяся от весеннего равноденствия, могла символизировать летний период, более мелких - весну и осень, а разрыв на северо-западе - зиму.

Мы кратко рассмотрели наиболее яркие памятники дольменной культуры имеющие календарно-астрономическое значение. Можно допустить, что практически все дольмены, даже ориентированные на север, имеют астрономическое значение, отмечая направления на определенные звезды и созвездия. Эти предположения являются довольно спорными, и требуют дальнейшего тщательного расследования, но то. что строители мегалитов отмечали в конструкциях многих памятников такие астрономически значимые даты, как солнцестояния и равноденствия, не вызывает сомнения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Хокинс Дж.. Уайт Д ж. Разгадка тайны Стоунхенджа.М.. 1973.

          2. Тешев М. К. Отчет. Раскопки мегалитического архитектурного комплекса Псынако I в 1985 г,//Архив ИА РАН. Р-1 №11097.

  3. Кондряков В. М. О дольменах еще раз//Газ."Шапсугия"от 19 мая 1993,

          4. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни.М..1981.

5. Тешев М. К. Мегалитический архитектурный комплекс Псынако 1 в Туапснпском районе //Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп. 1988.

          6. Миллер А. А. Разведки на Черноморском Побережье Кавказа в 1907 году./ /Известия археологическом комиссии, вып.33,СПб.,1909.

          7. Личный архив автора.

          8. Кудин М И. Дольмены и ритуал. .//Сочинский краевед, вып. 4. Сочи, 1999

          9. Шилов Ю.А. Космические тайны курганов.М., 1990.

10. Кондряков Н.В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа. / Сочинский краевед, вып.5,Сочи.1999.

       11. Иванов В. В. Волк.//Мифы народов мира т. 1,1991.

       12. Клейн Л. Майкоп: Азия. Европа // Знание - Сила. № 2.1987.

       13. Шарпантье Луи Гиганты и тайна их происхождения. М.. 1998.

       14. Фелицин Е. Д. Западно-кавказские дольмены.//Материалы по археологии Кавказа. М..1904.

       15. Власов В. Г. Пути расшифровки каргопольского календаря-вышивки// Советская этнография №2. 1990.

       16.Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1997.

       17. Евсюков В. В. Мифы вселенной. Новосибирск, 1988.

Кудин М. И.

 

 

Назад на предыдущую страницу

На главную страницу

На следующую страницу

 
Hosted by uCoz