Археоастрономия и дольмены
В середине 60-х годов профессор Дж.
Хокинс доказал, что загадочное каменное
сооружение на юге Англии - Стоунхендж
является не только древним святилищем, но и
обсерваторией, точно отмечающей множество
астрономически значимых направлений
Солнца, Луны и звезд /I, с. 256/. Это открытие
послужило толчком к бурному развитию новой
науки -археоастрономии. Сравнительно
развитые астрономические познания
несомненны для эпохи, начиная с 4-го
тысячелетия до н. э. когда в Западной Европе
и в бассейнах Средиземного и Черного морей
возникают мегалитические сооружения, часть
которых интерпретируется учеными как
древние обсерватории. Сегодня памятники,
имеющие археоастрономическое значение,
известны во многих точках земного шара. Это
пирамиды инков и вавилонские зиккураты.
святилища индейцев из штата Нью-Мексико,
обсерватория Мецамор в Армении и многие
другие. Сейчас лишь отдельные
ортодоксальные ученые не признают того, что
некоторые типы мегалитических построек
могли использоваться для астрономических
наблюдений, хотя и они не отрицают
важнейшей роли небесных светил в
мировоззрении древних народов всего мира.
Учитывая очевидную связь
мегалитических культур Западной Европы с
дольменной культурой Кавказа, является
перспективным поиск древних обсерваторий
среди дольменов. Впервые проблему изучения
дольменов в этом направлении поднял
научный сотрудник Туапсинского
краеведческого музея М. К. Тешев /2. с. 21 /.
Долгое время археоастрономическим
аспектом изучения дольменов занимался
геолог В. М. Кондряков /З, с. 4/. Их
исследования подтвердили, что многие
дольмены своим расположением фиксируют
важные астрономические направления. Однако
для надежного доказательства этого
требуется дальнейшая большая и кропотливая
работа. Поэтому мы рассмотрим только
некоторые памятники, астрономическое
значение которых не вызывает сомнения.
Прежде всего это уникальный
мегалитический комплекс Псынако I.
конструктивно несколько напоминающий
неолитический могильник Нью-Грейдж в
Ирландии, дромос которого отмечает восход
солнца во время зимнего солнцестояния/4. с.
108/. Дромос Псынако I направлен на заход
солнца в этот день. Кроме того как отмечал М.
К. Тешев: "...в дни солнцестояний и
равноденствий, восходы и заходы солнца и
луны /на высоких и низких .лугах/
поразительно совпадают с отдельными
высокими пиками или распадками окружающих
долину гор и хребтов, а также азимутами
направлений восхода и захода солнца
относительно Псынако 1" /5, с.166/. Кроме того
от площадки на вершине кургана к его
основанию расходились радиальные каменные
ребра-лучи, выложенные крупными валунами. К
сожалению к моменту раскопок ребра почти не
сохранились. Первоначально М. К. Тешез
реконструировал кх число как 18, позднее
считая, что лучи могли соответствовать
лунным месяцам, снизил их количество до 12
/рис. I/.
Рис. 1. План кургана Псынако I (реконструкция
по М. К. Тешеву)
Следующий памятник с
несомненным астрономическим назначением -это
корытообразный дольмен из Мамедова ушелья
/правый борт р. Куапсе/, высеченный в
огромной глыбе темно-серого песчаника.
Ширина скалы более 5 метров, длина 8 метров.
Большая часть глыбы осталась
необработанной, но дольмен высечен так.
что с западной стороны имеет форму
пирамиды, вершина которой точно указывает
точку восхода Солнца над хребтом в дни
равноденствий - 22 марта
и 21 сентября. Вершина "пирамиды"
срезана таким образом, что первый луч
солнца в дни равноденствий появляется на
её грани /точка А на рис. 2/. а полный диск
встаёт в центре. Первые лучи солнца
пробежав по грани "пирамиды". падали в
центр перекрытия дольмена. К сожалению оно
не сохранилось. Еще в 1907 году А. А. Миллер,
впервые описавший этот дольмен, застал его
без перекрытия /б. с. 84. 86/. Было ли на
перекрытии какое-то изображение, лунка или
отверстие, нам неизвестно. Но вероятнее
всего на перекрытии был выбит еше один лаз,
подобный входному. Основание думать, что
это было именно так лает другой дольмен с
подобным визиром. стоящий в бассейне р.
Цусквадже, так же высеченный в огромной
глыбе песчаника. В ее западном части
строители дольмена оставили острый пик
высотой 1.65 м с азимутом 245°. Этот пик
указывает на заход солнца в
Рис. 2. Корытообразный дольмен из
Мамедова ущелья
(правый борт р. Куапсе)
день летнего солнцестояния.
Последние лучи солнца и тень от визира
двигались по перекрытию дольмена, попадая
в отверстие выбитое на нём. не
отличающиеся от лаза на фасаде дольмена.
Разрушенный плиточный дольмен со вторым
лазом в перекрытии был обнаружен С.
Волковым в бассейне р. Пшада осенью 1999 года
/7/.
Вернемся к дольмену на р.Куапсе.
Фасад дольмена и его лаз направлены на юг /азимут
180°/. отмечая заход солнца в день зимнего
солнцестояния. Благодаря этому
направлению мы можем разгадать
символическим смысл ориентировки
дольмена. В дни осеннего и весеннего
равноденствий солнце всходит точно на
востоке. День
весеннего равноденствия примечателен ещё
и тем, что накануне появления солнца в
точке его восхода появляется зодиакальное
созвездие эпохи. Главным созвездием
зодиака в древнем мире считалось то,
которое выше других поднималось на ночном
небе в период осеннего
равноденствия, а в период весеннего
равноденствия перемещалось по дневному
небосводу вместе с солнцем. Эти
кульминации как бы делили календарный
цикл на благоприятное - весенне-летнее и
неблагоприятное полугодия. С весенней
кульминации начинался новый год. Луч
Солнца попадающий в отверстие на
перекрытии дольмена в день весеннего
равноденствия символизировал акт слияния
солнца с матерью землей. Обычай сочетать
юношей и девушек
Рис. 3. Корытообразный дольмен
с визиром. Урочище Виноградное. бассейн
р. Цуцквадже (положение солнца на
закате в день летнего солнцестояния)
браком в весеннее равноденствие
известен у многих народов. Как известно
дольмен воспроизводит лоно богини-матери
/8. с. 9/. Девять месяцев вынашивает в своей
утробе дольмен божественного младенца,
пока наконец в день зимнего солнцестояния,
когда умирает старое солнце, чрево
дольмена разрешается новым, молодым
солнцем, с каждым днем все выше и выше
поднимающимся по небу. В день зимнего
солнцестояния рождаются многие древние
боги. в том числе и Иисус Христос. Таким
образом и захоронение в дольмене
приобщались к плодородной силе лона
богини и возрождались вместе с солнцем.
Символ пирамиды с сияющим оком
на вершине широко известен во многих
религиозных и оккультных традициях. Своей
символикой дольмен издавна привлекал
представителей оккультных обществ. В
начале 20 века на стены дольмена была
нанесем масонская символика /мальтийский
крест, треугольник с точкой в центре/. В
результате внимания к дольмену
современных оккультистов, памятник был
подвергнут варварскому ритуальному
разрушению в апреле 1999 года.
Большой интерес для
археоастрономических исследований
представляют дольмены с кромлехами, т. к.
науке давно известно, что кромлех
символизирует годовое цикл солнца /9. с. 63/, и
многие из кромлехов являются древнейшими
календарями.
Одним из таких памятников
является плиточный ложнопортальный
дольмен с кромлехом из урочиша Волчьи
Ворота в верховьях р. Мехопс. Стояший на
вершине невысокого кургана дольмен окружен
овальным кромлехом из крупных отдельно
стоящих камней /10. с. 13. рис. 2/. Перед ложным
порталом дольмена ориентированного на
заход солнца в день зимнего солнцестояния в
кромлехе имеется разрыв образующий
притвор выполненный из каменных блоков. Лаз
дольмена, расположенный напротив ложного
портала, направлен на скалистый хребет и
отмечает восход солнца в день летнего
солнцестояния. Причем отмечает очень
интересно - солнце в этот день, если
смотреть от лаза, восходит прямо из под
возвышающейся над хребтом скалы, похожей на
морду волка или собаки, из-за чего урочище и
названо Волчьи Ворота. По фольклорным
материалам известна связь собаки /волка/ не
только с загробным миром, но и ночным,
хтоническим солнцем /II. с. 242/. Собаки тесно
связаны с погребальным культом у
строителей дольменов. До 80% костей животных,
найденных при раскопках дольменных
памятников, принадлежат собакам. В
мегалитических могильниках Западной
Европы кости собак встречаются не менее
часто /12.с. 74: 13с.148/.
Конструкция кромлеха дольмена
несколько нарушена. Часть камней в западной
части смешена и смешана с камнями кургана.
Реконструкция первоначального вида
кромлеха показывает, что он состоял из 34
крупных отдельно стоящих камней, несущих по
всей видимости календарно-числовую
нагрузку.
Кромлехи из отдельно стоящих
камней у дольменов в основном сохранились
лишь фрагментарно. Описание одного из
сохранившихся памятников приводит Е. Д.
Фелицин /14.с. 46/. К дольмену № 20 "Кожохской
группы" примыкал разомкнутый
приплюснутый круг из отдельно стоящих
камней. Как видно по чертежу Е. Д. Фелицина
он состоит из 17 камней /рис. 5/.
Рис. 5. План дольмена №20 “Кожохской
группы” (по Е. Д. Фелицину)
Поиск подобных конструкций за
пределами дольменной культуры дал
интересные результаты. В центральной части
Стоунхенджа расположена "подкоза" из 19
"голубых" камней, не имеющая
непосредственного астрономического
значения. Как полагают, назначение этой
фигуры счётно-календарное /15. с. 52/.Подобная
фигура из 34 столбов, с аналогичной (функцией
расположена в центре святилища даков в
Сармизегетусе. Учитывая что структура
календарей остается неизменной
тысячелетия, в поисках аналогий можно
территориально и хронологически выйти
далеко за пределы мегалитических культур.
Как видим, рассматриваемые фигуры тяготеют
к числу 34 /т. е. 17х 2/. Таково возможно и
первоначальное число лучей кургана Псынако
I. если учесть, что над дромосом радиальным
луч отсутствовал.
17-ти членный гол посвященный
Праджапати известен в арийской мифологии.
Это божество называют "господин
потомства", вливающий семя.
способствующий рождению детей, творец
богов. Т. е. он связан с идеей
воспроизводства и плодородия, так явно
отраженной в дольменной символике.
На животе одной из трипольских
статуэток богини-матери изображена "подкова"
с 17 лучами разомкнутая к лону/рис, б/.
Разомкнутая окружность. имеющая 34 звена,
нанесена на спинку трона фараона
Тутанхамона.
Рис. 6. Статуэтка трипопьской
богини с 17-ти лучевой фигурой на животе
Наиболее интересной аналогией
кромлеху дольмена у Волчьих Ворот является
каргопольский. женский. вышитый календарь /рис.
7/. Примечательно что, как отмечает академик
Б. А. Рыбаков, на внешней стороне дуги
календаря размешено 34 значка /16. с. 685/.
Расшифровка календаря показала, что разрыв
дуги - направлен на
зимнее солнцестояние, а шестилучевая
фигура в центре является символическим
изображением богини рожанииы.
Луч. направленный в разрыв,
символизирует рождающееся новогоднее
солнце. Возможную связь каргопольского
календаря с мегалитической культурой
отмечает В. Г. Власов /15. с. 5б/.
Приведенные примеры
подтверждают, что дольмен с кромлехом в
урочище Волчьи Ворота играл роль
обсерватории и календаря, сакральная
символика которого отмечает возрождение
солнца, жизни и всего сущего.
Составной дольмен с явным
календарно-астрономическим значением был
исследован Н. В. Кондряковым в урочише Жемси
/бассейн р. Псезуапсе/, Лаз и дромос дольмена
каправлены на восход солнца в дни
равноденствие /азимут 110е/.
Конструкция кромлеха дольмена состоит из
нескольких секций, выложенных камнями
разной величины /10. с. 14. рис. 4/. Выкладка из
крупных камней, начинающаяся от весеннего
равноденствия, могла символизировать
летний период, более мелких - весну и осень,
а разрыв на северо-западе - зиму.
Мы кратко рассмотрели наиболее
яркие памятники дольменной культуры
имеющие календарно-астрономическое
значение. Можно допустить, что практически
все дольмены, даже ориентированные на север,
имеют астрономическое значение, отмечая
направления на определенные звезды и
созвездия. Эти предположения являются
довольно спорными, и требуют дальнейшего
тщательного расследования, но то. что
строители мегалитов отмечали в
конструкциях многих памятников такие
астрономически значимые даты, как
солнцестояния и равноденствия, не вызывает
сомнения.
ЛИТЕРАТУРА
1 Хокинс Дж.. Уайт Д ж. Разгадка
тайны Стоунхенджа.М.. 1973.
2. Тешев М. К.
Отчет. Раскопки мегалитического
архитектурного комплекса Псынако I в 1985 г,//Архив
ИА РАН. Р-1 №11097.
3. Кондряков В. М. О дольменах еще раз//Газ."Шапсугия"от
19 мая 1993,
4. Вуд
Дж. Солнце, Луна и древние камни.М..1981.
5. Тешев М. К. Мегалитический архитектурный
комплекс Псынако 1 в Туапснпском районе //Вопросы
археологии Адыгеи. Майкоп. 1988.
6.
Миллер А. А. Разведки на Черноморском
Побережье Кавказа в 1907 году./ /Известия
археологическом комиссии, вып.33,СПб.,1909.
7.
Личный архив автора.
8.
Кудин М И. Дольмены и ритуал. .//Сочинский
краевед, вып. 4. Сочи, 1999
9.
Шилов Ю.А. Космические тайны курганов.М., 1990.
10. Кондряков Н.В. Дромосы и кромлехи
дольменов Западного Кавказа. / Сочинский
краевед, вып.5,Сочи.1999.
11. Иванов В. В.
Волк.//Мифы народов мира т. 1,1991.
12. Клейн Л.
Майкоп: Азия. Европа // Знание - Сила. № 2.1987.
13. Шарпантье
Луи Гиганты и тайна их происхождения. М.. 1998.
14. Фелицин Е. Д.
Западно-кавказские дольмены.//Материалы по
археологии Кавказа. М..1904.
15. Власов В. Г.
Пути расшифровки каргопольского календаря-вышивки//
Советская этнография №2. 1990.
16.Рыбаков Б. А.
Язычество древних славян. М., 1997.
17. Евсюков В. В.
Мифы вселенной. Новосибирск, 1988.
Кудин М. И.
|